Основные понятия

Что такое Страхование на условиях CIF (СИФ) и CIP (СИП)?

Среди условий поставки Инкотермс только базисы CIF (СИФ) и CIP (СИП) предусматривают обязательное страхование грузов. При этом обязанность по страхованию экспортных грузов возлагается на продавца товара.

Данные условия поставок идентичны, отличие их в том, что применяются они к перевозкам разными видами транспорта. Страхование экспорта на условиях CIF (СИФ) производится при морских грузоперевозках. Риски случайной гибели товара переходят к покупателю в момент окончания погрузки груза на судно в порту отправления.

Условия CIF применяются также при мультимодальных контейнерных перевозках. В этом случае, когда морской перевозке предшествует подвозка контейнера с грузом в порт отгрузки (pre-carrige), Страховщик, как правило, настаивает на включение в страховое покрытие этого плеча транспортировки. Это требование объясняется тем, что при повреждении груза в процессе мультимодальной контейнерной перевозки, очень сложно доказать на каком этапе оно произошло. Таким образом, осуществляя CIF (СИФ) страхование только на морском плече перевозки (без покрытия pre-carrige), Страховщик получает «кота в мешке» и автоматически несет ответственность за необнаруженные повреждения, которые могли быть получены в период автомобильной или железнодорожной перевозки.

 

Страхование экспорта на условиях CIP (СИП) производится при автомобильных, воздушных, железнодорожных перевозках и в смешанных перевозках без использования морского транспорта. Риски случайной гибели товара переходят к покупателю с момента передачи груза первому перевозчику в пункте отправления. Под перевозчиком здесь понимается автомобильное транспортное средство, грузовой терминал аэропорта, тыловой контейнерный терминал (CY-Container Yard), склад ответственного хранения или представитель курьерской службы, осуществляющий забор груза на складе (офисе) отправителя.

В обоих случаях страхование экспортных грузов производится продавцом за свой счет в пользу покупателя товара, последний указывается в полисе Выгодоприобретателем. Страховой полис предоставляется таможенному представителю (брокеру) в числе прочих документов, при таможенном оформлении груза для экспорта.

При этом груз должен быть застрахован как минимум на базе рисков оговорки «С» Института Лондонских страховщиков (или по более широкому покрытию, например «от всех рисков») на 110% от контрактной стоимости. При этом 10% сверх страховой стоимости груза относится к покрытию ожидаемой прибыли от международной сделки.

Схема страхования экспортных грузов на условиях CIF (СИФ) или CIP (СИП) в полном мере обеспечивает защиту имущественных интересов покупателя груза на всем этапе перевозки. Вместе с тем, она имеет некоторые существенный недостаток. В связи с тем, что страхование производится в стране нахождения продавца, при наступлении страхового случая покупатель вынужден будет обращаться за выплатой страхового возмещения в другую страну. В этом случае языковой барьер, специфика местного законодательства может усложнить получения выплаты.

К списку