Основные понятия
Погрузочный ордер
Согласно правилам оформления документов (грузовых и перевозочных) при предъявлении груза в межпортовом сообщении отправитель (и/или его экспедитор) обязан заполнить погрузочный ордер, в котором в частности должен указать точное наименование отправителя и получателя, транспортную маркировку, род упаковки, наименование груза. По груза, перевозимым по специальным правилам, кроме полного наименования груза необходимо указать его особые свойства (едкий, легковоспламеняющийся и пр), для опасных грузов – группу по МКМПОГ. На все перевозочные документы, сопровождающие опасный груз, должен быть наложен цветной ярлык опасности. В графе «число мест» указывается количество грузовых мест каждого наименования и каждого рода упаковки, в графе «масса груза» - вес груза в килограммах. Если груз перевозится на палубе судна, то в графе «особые заявления отправителя» должно быть его согласие. Здесь же содержится перечень прилагаемых документов. Погрузочный ордер должен быть подписан отправителем и/или его экспедитором (который действует на основании соответствующей доверенности).
Перевозчик (или его экспедитор) обязан проверить соответствие наименования груза, числа мест, марок предъявляемого груза данным, указанным отправителем в погрузочном ордере. По окончанию приема груза указывается фактически принятое число мест, масса и.т.д. На основании финального погрузочного ордера агентом издаётся коносамент.
Во всех странах, кроме России, агент согласует информацию в коносаменте только с отправителем и получателем и коносамент издаётся до выхода судна в море. И только в России агент согласует коносамент с таможенным брокером и, так как в 90% случаев это согласование происходит крайне медленно, то груз/судно уходит в море без коносамента(ов).
Количество оригиналов коносамента определяется сторонами договора купли-продажи товара и сообщается отправителем и/или получателем перевозчику (обычно от 2х до 4х оригиналов). В каждом коносаменте обязательно указывается число изданных оригиналов