Основные понятия
Что такое коносамент? Для чего он используется?
Коносамент (Bill of lading) - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.
В России правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Функции коносамента
С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:
- Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.
- Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.
- Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.
Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.
Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.
Линейные коносаменты — применяются при линейной форме организации перевозок, которая имеет место при необходимости перевозок большого количества мелких партий генеральных грузов (к которым в частности относятся и контейнеры). Разрабатывается одной стороной — перевозчиком и отражает «неторгуемые» условия перевозки. (см. конос cma cgm и обычный конос). В коносаменте указаны порты захода, продолжительность стоянки, наименование судов (прямых и фидерных, если груз перегружался (см. конос transfenica)). Может быть «бортовым», т.е выданным на груз, погруженный на судно, и «сквозным», подтверждающим, что груз получен к перевозке (в случае, если перевозчик предполагает везти его с перегрузкой) и свидетельствующим об условиях, на которых заключен договор перевозки. Также линейный коносамент является документом, подтверждающим факт наличия и содержания договора перевозки.
Трамповый коносамент - составляется на основании чартера и зачастую в «короткой» форме.
Во всех коносаментах обязательно указываются статьи «Парамаунт клоуз», «Залоговое право», «Общая авария».
Содержание коносамента определено «Гамбургскими правилами» ровно как и ответственность морских перевозчиков.
Конвенция ООН о морской перевозке грузов «Гамбургские правила» (Гамбург, 31.03.1978г) – были определены в интересах собственника перевозимого груза, содержат изменения и дополнения к Гаагским правилам.