Новости

14.05.2020

ГК АРИВИСТ на CustomsForum

О взаимоотношениях бизнеса и таможни: предлагаем ввести понятие критерия достоверности

 

В настоящее время большая часть мировой торговли и производств автоматизирована, и отгрузки товаров зачастую происходят в авторежиме, но, увы, с незначительными погрешностями
Одним из проблемных моментов в таможенном оформлении являются результаты фактического контроля в случаях небольших отклонений результата взвешивания товара от указанных в документах цифр. Мы направили в Федеральную таможенную службу России предложение не считать нарушениями любые отклонения в пределах критерия достоверности.
Во взаимоотношениях таможни и бизнеса существует немало трудностей. Среди них наиболее актуальные две коммерческие и две производственные проблемы, которые задевают всех участников ВЭД.

Проблема классификации товаров и разных подходов к ней таможенными представителями и таможенными органами
Если раньше в спорах и судах основной темой были решения по таможенной стоимости, то сейчас это решения по классификации товаров. Изменение кода ТН ВЭД происходит как во время оформления товаров, так и после выпуска в ходе таможенных проверок. Как правило, подобное изменение кода в одной декларации приводят к доначислению по целому ряду деклараций.

Эти споры бизнес с ФТС стараются решить через Комиссию по классификации товаров Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики. В рамках Евразийского экономического союза верховным органом по принятию решений является Евразийская экономическая комиссия. И в последнее время некоторые ее решения идут вразрез с позицией бизнеса и рекомендациями Всемирной таможенной организации, которая в рамках мировой торговли вырабатывает единую позицию по классификации товаров.

Для решения спорных ситуаций Гильдия «Гермес» и ряд других отраслевых профессиональных объединений выступили с предложением организовать рабочую экспертную группу по классификации при Консультативном комитете по таможенному регулированию для выработки единых подходов и видения в вопросах классификации товаров.

Еще одним проблемным моментом в таможенном оформлении являются результаты фактического контроля

Особенно если речь идет о небольших отклонениях между результатом взвешивания и указанными в документах цифрами.

Сейчас большая часть мировой торговли и производства автоматизированы в той или иной степени, и отгрузки часто проходят именно в автоматическом режиме. К сожалению, пока что результаты этого процесса почти всегда имеют незначительную погрешность, в то время как таможенный контроль погрешности не знает. В итоге заводятся административные дела на малые суммы.

В рамках Гильдии «Гермес» мы проводили исследования и выясняли, что суммы неуплаченных платежей по таким отклонениям колеблются в рамках от 1000 до 2000 рублей. Дальнейшие издержки на ведение административного дела, а также на хранение товара (на которое попадает груз до вынесения разрешения по делу) исчисляются более внушительными суммами и могут доходить до 30-50 тысяч рублей, что несопоставимо с размером экономического нарушения, вмененным участнику ВЭД.

Поэтому мы предлагаем ввести в практику таможенного контроля понятие критерия достоверности, и любые отклонения в пределах этого критерия не считать нарушениями. Гильдия «Гермес» отправила это предложение в ФТС, где сейчас рассматривается возможность его применения.

В период карантина особенно обострилась проблема бумажного документооборота

Если в отношении больших грузовых коммерческих партий процедура электронного оформления хорошо проработана через личный кабинет, то оформление небольших товарных покупок, которые люди совершают через интернет-магазины (что сейчас крайне актуально), все равно требует большого количества бумажных документов. Необходимо перевести все в электронный документооборот как можно скорее.

Среди коммерческих проблем можно выделить традиционный для кризисного периода вопрос с задержкой платежей

Сейчас многие клиенты таможенных представителей не могут оплатить оказанные им услуги в положенный срок и вынуждены переносить оплаты на более поздний период. У таможенных представителей накапливается дебиторская задолженность, которую они должны каким-то образом поддерживать.

Для этого они обращаются в банки за кредитными ресурсами, но в нынешней ситуации требования по кредитам ужесточены. Таким образом, обеспеченность бизнеса кредитными средствами в этот период стала сложно доступной и более дорогой.

Рынок таможенных представителей придет в себя вслед за активным восстановлением ВЭД

По моим ощущениям, этот процесс растянется как минимум до конца 2020 года. Основным фактором для восстановления рынка является реальный потребительский спрос населения. Если спрос будет восстановляться активно, то он как локомотив будет вытягивать всю экономику, в том числе и внешнеэкономическую деятельность.

Без существенной поддержки государства спрос будет восстанавливаться очень медленно, а, значит, вся внешняя экономика и все сервисные бизнесы, которыми являются таможенные представители, тоже будут возвращать свои обороты небыстро. В таком случае восстановительный процесс затянется как минимум на 2021 год, но, скорее всего, продолжится и в 2022 году.

 

Источник: CustomsForum

К списку новостей