Колонка эксперта
21.05.2021
Мнение вице-президента ГК АРИВИСТ об экспортных барьерах в Логирусе
– Основной проблемой экспортной логистики является низкий спрос на нее, вызванный низкой ориентацией российской экономики на развитие экспортных направлений, – подчеркнул вице-президент ГК АРИВИСТ Евгений Кошкаров.
Согласно опросу предприятий, проведенным Банком России, в экспортную деятельность в стране более вовлечены крупные компании. Как отметил господин Кошкаров, речь идет о более зрелых предприятиях, которые прошли существенный путь внутреннего развития и осознали стратегические преимущества от присутствия на высококонкурентных рынках. Вместе с тем экспорту мешает развиваться внутренняя незрелость потенциальных экспортеров.
Основными проблемами развития российского экспорта являются не экономические и регуляторные барьеры, следует из исследования Банка России. Так, выход за рубеж ограничен не столько внешними факторами, сколько недостаточной конкурентоспособностью производимой в стране продукции. Зачастую российские предприниматели рассматривают экспорт с позиций краткосрочной рыночной конъюнктуры, отметили аналитики.
– В такой ситуации устранение транспортно-логистических проблем и снижение высокой регуляторной нагрузки при осуществлении экспортной деятельности и барьеров на внешних рынках не решит проблему создания в России конкурентоспособных производств – нужны структурные изменения в экономике, – сделали вывод в исследовании.
По мнению Евгения Кошкарова, на отечественном рынке уровень конкуренции значительно ниже, чем на глобальном. Поэтому многим компаниям для работы на российском внутреннем рынке не нужно увеличение производительности труда, инвестиций в технологии и т.д. Но для присутствия на внешних рынках не обойтись без подобного, подчеркнул эксперт.
– Все это не может существовать в условиях низкой конкуренции на внутреннем рынке, и важной задачей государства является создание условий для развития конкурентной экономики, – считает вице-президент ГК АРИВИСТ.
– Динамика снижения регуляторных барьеров и увеличения экспорта показывает, что предел ресурсов для увеличения экспорта уже пройден. Также и транспортно-логистическая инфраструктура развита и абсолютно соответствует требованиям, которые могут выдвигать экспортно-ориентированные компании, – отметил Евгений Кошкаров.
При этом Россия в виду таких объективных факторов, как особенности географического положения, площадь территории, сложные климатические условия и рельеф, входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек.