Колонка эксперта

11.11.2020

ARIVIST GROUP
ARIVIST GROUP |

Классификация наборов в ТН ВЭД ЕАЭС

Таможенные споры о классификации товара – чрезвычайно трудоемкий процесс, как при ведомственном обжаловании, так и в судебном порядке. Чтобы его избежать декларант должен максимально снизить риски по неправильной классификации товара. Объясняем, как классифицировать наборы по Правилу 3(б), чтобы не сталкиваться с таможенными органами в спорных ситуациях.  

Зачем определять код

Таможенному оформлению подлежит тот товар, непосредственно пересекающий таможенную границу. Для этого декларант должен присвоить товару соответствующий код по ТН ВЭД ЕАЭС.

Процесс определения кода ТН ВЭД ЕАЭС является одним из ключевых при таможенном декларировании товаров. Именно код определяет размер уплачиваемых таможенных платежей. Так как объем средств, поступающих от участников ВЭД, зависит от ставок пошлин, таможенные органы серьезно отслеживают правильность классификации. Поэтому неверно определив код товара, участнику ВЭД наверняка придется понести финансовые потери. Кроме того, от кода ТН ВЭД ЕАЭС зависит применение нетарифного регулирования в виде запретов и ограничений (необходимость предоставления разрешительных документов, например лицензий, сертификатов и др.).

Еще одной немаловажной функцией кода ТН ВЭД ЕАЭС является то, что именно по нему таможенный орган контролирует уровень заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров. Поэтому к определению кода ТН ВЭД ЕАЭС на товар следует подходить ответственно и всесторонне обдуманно.   

Для справки

Кодирование товаров – это технический прием, в котором товар представлен в виде знака или группы знаков по правилам, установленных системой классификации.

Кодовая система в товарных номенклатурах (ТН) создается для того, чтобы предоставлять информацию о конкретном товаре в удобной форме, например для ее сбора, проверки, передачи и обработки. Для внешнеэкономических и таможенных целей кодирование товаров применяется для ведения статистики по внешней торговле, при определении мер тарифного регулирования (взимании таможенных платежей), в определении мер нетарифного регулирования (сертификация, запреты, ограничения и разрешения).

 

К чему приведет ошибка в коде товара?

Таможенным кодексом ЕАЭС установлена ответственность декларанта, если он заявил в декларации на товары неверный код ТН ВЭД и одновременно указал недостоверные или неполные сведения о товаре, повлиявшие на классификацию товара. Особенно в том случае, если это повлекло за собой занижение суммы таможенных платежей (таможенной пошлины и НДС) либо их неуплату. При таких обстоятельствах декларант будет нести административную ответственность по ст. 16.2 КоАП РФ – Недостоверное декларирование товаров. Другим возможным следствием недостоверного или неполного описания товара или указания неверного кода ТН ВЭД ЕАЭС станет несоблюдение установленных запретов и ограничений.  

Порядок классификации товаров не просто и объемен. Часто сложность применения Основных правил интерпретации (ОПИ) и примечаний к ТН ВЭД ЕАЭС приводит к большому количеству споров с таможней. Для того чтобы избежать эти споры необходимо внимательно разбираться с классификацией.

 

Как правильно классифицировать товары в наборах для розничной продажи?

Ответом на этот вопрос будет Основное правило интерпретации 3(б) ТН ВЭД ЕАЭС, одной из областей применения которого являются товары в наборах для розничной продажи.

Правило 3(б) в переводе из первоисточника звучит следующим образом:

 

б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим;

 

Если толковать данное правило простым языком, то оно устанавливает классификацию товаров по основному свойству. Это значит, что:

 - Во всех подобных случаях товары должны классифицироваться так, будто они состоят только из материала или компонента, который придает им основное свойство в той степени, в которой применим этот критерий.

 - Определяющий основное свойство фактор будет различным для разных видов товаров. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет этот материал или компонент при использовании товара.

 

Термин «товары, представленные в наборе для розничной продажи» при применении Правила 3(б) относится к товарам, которые:

а) состоят, по крайней мере, из двух разных изделий, на первый взгляд, классифицируемых в различных товарных позициях;

б) состоят из компонентов, собранных вместе с целью удовлетворить конкретную потребность или выполнить определенную работу;

в) уложены таким образом, что не требуют переупаковки при продаже потребителю (например, в коробках, ящиках или пакетах).

 

Термин "розничная продажа" не включает продажи товаров, предназначенных для перепродажи после дальнейшей обработки, подготовки, переупаковки или объединения с другими товарами или помещения в другие товары.

Термин "товары, представленные в наборе для розничной продажи", следовательно, относится только к наборам, состоящим из товаров, предназначенных для продажи конечному потребителю, в которых отдельные товары предназначены для использования вместе. Этот термин распространяется как на наборы непищевых товаров, так и на наборы с пищевыми товарами, т. е. продуктами, предназначенными для использования вместе при приготовлении готового к употреблению блюда.

 

Примеры наборов, состоящих из непродовольственных товаров

Пример 1

Набор для парикмахера состоит из:

  • из электрической машинки для стрижки - товарная позиция 8510,
  • расчески - товарная позиция 9615,
  • ножниц -товарная позиция 8213,
  • щетки - товарная позиция 9603,
  • сумка из кожи - товарная позиция 4202.

 

В данном случае основное свойство набору придает электрическая машинка для стрижки волос, которая имеет наибольший показатель по стоимости, в сравнении с другими предметами, составляющими этот набор. Классифицироваться набор будет в товарной позиции 8510 как машинка для стрижки волос.

 

Пример 2

Чертежный набор состоит из:

  • линейки - товарная позиция 9017,
  • двух угольников - товарная позиция 9017,
  • транспортира - товарная позиция 9017,
  • карандаша - товарная позиция 9609,
  • точилки для карандашей - товарная позиция 8214,
  • циркуля товарная позиция 9017,
  • резинки для стирания - товарная позиция 4016,
  • футляра из пластмассы - товарная позиция 4202.

 

В таком случае основное свойство набору будут придавать нескольким вместе взятых компонентов: линейка, угольники, транспортир и циркуль. Набор классифицируется в товарной позиции 9017, как инструмент для черчения, разметки.

 

Примеры наборов, состоящих из пищевых товаров

Пример 1

Пищевой набор состоит из:

  • плоского куска вареной говядины и ломтика сыра, помещенного между двумя частями сдобной булочки - товарная позиция 1602,
  • пакетика с обжаренными картофельными чипсами - товарная позиция 2004,
  • упаковочного пакета - товарная позиция 3923.

 

В примере с едой быстрого приготовления основное свойство набору придает кусок говядины с учетом Примечания 2 к группе 16 ТН ВЭД ЕАЭС. В данную группу включаются готовые продукты при условии того, что они содержат более 20% массовой доли колбасы, мяса, мясных субпродуктов, крови, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных или любую комбинацию этих продуктов. Собранные вместе продукты удовлетворяют конкретной потребности (например, в качестве обеденного блюда). Этот набор будет классифицироваться в товарной позиции 1602, как готовый продукт из мяса.

 

Пример 2

Набор состоит из:

  • пакета спагетти, не подвергнутых тепловой обработке - товарная позиция 1902,
  • пакета с тертым сыром - товарная позиция 0406,
  • маленькой банки томатного соуса - товарная позиция 2103,
  • упаковочной картонной коробки (товарная позиция 4819).

 

В данном случае основное свойство набору будут придавать спагетти, которые характеризуют данное блюдо по количественному и объемному признакам. Остальные продукты только дополняют его свойство. Предназначенный для совместного использования при приготовлении блюда набор классифицируется в товарной позиции 1902 как макаронные изделия.

 

Какие наборы пищевых продуктов нельзя классифицировать по Правилу 3(б)?

Далеко не все наборы с пищевыми продуктами подлежат классификации, согласно положениям Правила 3(б). Это Правило не распространяется на наборы продуктов, в которых компоненты хотя и упакованы вместе, но не соответствуют требованию по удовлетворению конкретной потребности или выполнению определенной работы.

 

Пример 1

Банка с креветками (товарная позиция 1605), банка с гусиной печенью (товарная позиция 1602), упаковка с сыром (товарная позиция 0406) и упаковка с колбасами (товарная позиция 1601), упакованные совместно в пакет (товарная позиция 3923).

 

Пример 2.

Бутылка спиртовой настойки 2 шт. (товарная позиция 2208), бутылка вина (товарная позиция 2204), упакованные совместно в коробку-футляр (товарная позиция 4202).

 

В указанных выше наборах собраны вместе различные пищевые продукты, не соответствующие удовлетворению конкретной потребности. А именно не используются вместе при употреблении. В этих случаях, а также в случаях подобных им продовольственных наборов, каждый продукт следует классифицировать отдельно в соответствующей ему товарной позиции.

Вышесказанное также относится к наборам, состоящим из пищевых продуктов и непищевых товаров, упакованных совместно.

Например, набор, состоящий из стеклянной банки с растворимым кофе (товарная позиция 2101), керамической чашки (товарная позиция 6912) и керамического блюдца (товарная позиция 6912) упакованных совместно для розничной продажи в картонную коробку. В этом примере к компонентам набора невозможно применить один критерий для каждого товара, определяющий их основное свойство.

 

Исключения при классификации наборов по Правилу 3(б)

Как водится, исключения подтверждают правила: Правило 3(б) не применяется к товарам из отдельно упакованных составных частей этого товара, представленных вместе и в общей упаковке; а также частей товара в определенных количественных соотношениях для промышленного производства.

Немаловажно, что при классификации наборов или комплектов следует помнить о Правиле 1, которое «запрещает» применение Правил 2-6 в том случае, если тексты товарных позиций и примечаний к разделам, группам и субпозициям содержат специальные оговорки для классификации этих наборов или комплектов.

 

Примеры:

  1. Наборы для оказания первой медицинской помощи включаются не в товарную позицию, описывающую основной компонент этого набора. А согласно примечанию 4(ж) к группе 30 «Фармацевтическая продукция» в товарную позицию 3006 «Фармацевтическая продукция, упомянутая в примечании 4 к данной группе», а именно в подсубпозицию 3006 50 000 0 «Сумки санитарные и наборы для оказания первой медицинской помощи».
  2. Коробки, сумки, футляры и компендиумы из бумаги или картона, содержащие наборы бумажных канцелярских принадлежностей, кодируются в субпозиции 481730.
  3. Костюмы спортивные, лыжные и купальные трикотажные попадают в товарную позиции 6112.
  4. Костюмы спортивные, лыжные и купальные, кроме трикотажных ­- товарная позиция 6211.
  5. Наборы, состоящие из ткани и пряжи, для изготовления ковров, гобеленов и т.д. классифицируются в товарной позиции 6308.
  6. Наборы инструментов классифицируются в товарной позиции 8206.
  7. Маникюрные и педикюрные наборы - в товарной позиции 8214.
  8. Наборы прокладок и уплотнений - в товарной позиции 8484.
  9. Игрушки в наборах или комплектах прочие - в подсубпозиции 9503007000.
  10. Наборы дорожные, наборы для чистки одежды и обуви классифируются в товарной позиции 9605.

 

Таким образом Правило 3(б) применяется при необходимости классифицировать смеси, комбинированные товары, состоящие из разных компонентов, либо товары, входящие в набор для розничной продажи, если для них имеется возможность выделить материал или составляющую часть, определяющие основной характер данного товара. Когда не удается определить компонент, который определяет основное свойство (характеристику) вышеуказанных товаров, пора переходить к Правилу 3(в).

 

 

К списку статей