Колонка эксперта
29.04.2020
Главное – диверсификация деятельности компании
Продолжаем нашу дискуссию о влиянии на бизнес форс-мажорных обстоятельств, подобных нынешней пандемии коронавирусной инфекции. Сегодня своим взглядом на то, какие шаги способны помочь предпринимателям справиться со сложившейся непростой ситуацией, делится вице-президент ГК «Аривист», член Генерального совета «Деловой России» Евгений Кошкаров.
- Безусловно с форс-мажорами мы сталкивались и сталкиваемся. Самые большие – это, конечно, финансовые кризисы 1998 года, потом 2008 и 2014 гг. Каждый из таких кризисов является проверкой компании на прочность, а руководителя – на правильность выбранной стратегии и предпринимаемых действий в условиях форс-мажоров. Если говорить про конкретные действия, то, к примеру, в 1998 году, когда весь импорт встал на полгода, мы переключились на экспорт. Это позволило нам остаться на плаву. Так что любые кризисы, закрывая одни возможности, предоставляют новые варианты для роста. И от того какие меры предпримет руководство бизнеса зависит его дальнейшее состояние.
- Что и каким образом, на Ваш взгляд, необходимо закладывать на риск возникновения непредвиденных обстоятельств при краткосрочном и/или стратегическом планировании деятельности компании?
- Основное, что необходимо компании для максимальной устойчивости в непростые времена – это диверсификация деятельности. Это может быть диверсификация как рыночных направлений работы, так и географическая. Конкретно сейчас, когда авиасообщение приостановлено, мы делаем упор на морские перевозки и таможенное оформление. То же касается переноса акцентов на наши филиалы в Екатеринбурге и Новороссийске, работающих в обычном режиме, в то время как Москва и Петербург переходят на удаленный режим работы. Кстати, развитие информационных технологий внутри компании, в которые мы всегда инвестировали, дало нам возможность перевести часть офиса на дистанционный режим работы практически без ущерба эффективности.
Еще я бы добавил важность закладывать запас прочности при принятии решений даже при благоприятных условиях. Обстановка, во время которой принимается любое управленческое решение, может измениться, и руководитель должен это учитывать.
- Какого плана форс-мажорные обстоятельства наиболее опасны для бизнеса - экономические (мировые, региональные или национальные кризисы), либо технологические (последствия крупных аварий, эпидемий)?
- К сожалению, чаще всего это очень тесно связано. Как показывает сегодняшний день, за вспышкой вирусного заболевания начался экономический кризис, вызванный закрытием производств в Китае и вынужденным карантином в Европе. В России на это наслоилось наступление нефтяной войны, что в совокупности привело к идеальному экономическому шторму, когда стало все плохо – и рубль упал, и поставки ограничили. Любой бизнес, в том числе и логистический, очень чувствителен к таким кризисам.
- Назовите три ключевых, по Вашему мнению, пункта работы в условиях форс-мажора. Почему Вы именно их считаете наиболее важными?
- Первое, это оперативное реагирование на меняющуюся экономическую ситуацию. Это подход связан с потенциалом бизнеса, который в нашем случае я вижу в людях. В условиях предыдущих кризисов мы не увольняли сотрудников, в некоторых случаях отправляли в отпуска с немедленным возвращением на работу при первых признаках оживления ситуации. И наконец, это политика бюджетного голодания – то есть ограничение расходной части, что позволяет бизнесу максимально сопротивляться форс-мажорам.
Источник: журнал «Человек Дела»