Колонка эксперта

10.02.2020

ARIVIST GROUP
ARIVIST GROUP |

Лица логистики

Логистика — отрасль, без которой невозможно представить ни один сектор экономики. Российская логистика постоянно меняется за счет экономических и политических событий, технологических прорывов и государственных нововведений.

Мы поговорили с ведущими лицами ГК АРИВИСТ и экспертами транспортных компаний о том, что было значимого в их работе в прошедшем 2019 году, какие тренды затрагивали их профессиональную деятельность и что ждет отрасль в будущем.

 

Евгений Кошкаров, вице-президент ГК АРИВИСТ

 

- Какое событие или новость в отрасли вас больше всего удивили или впечатлили за последнее время?

- Не так давно произошла продажа контрольного пакета акций крупнейшего контейнерного железнодорожного перевозчика ПАО «Трансконтейнер».  Раньше это было дочернее предприятие «РЖД», сейчас держателем стала группа «Дело», которая два года назад купила контрольный пакет группы Global Ports, крупнейших держателей стивидорных активов. Фактически это можно считать консолидацией отраслевых активов в одних руках, что снижает уровень конкуренции в транспортно-логистической отрасли. Событие окажет большое влияние на развитие логистического рынка в России на долгие годы вперед. 

 

- Как вы относитесь к консолидации рынка?

- Все зависит от того, как консолидация рынка будет влиять на уровень конкуренции. Есть различные примеры, когда консолидация приводит как к уменьшению конкуренции, так и к ее росту – все зависит от сопутствующих обстоятельств. Появление крупного игрока может обеспечить стабильность и предсказуемость. В то же время крупные компании за счет своего экономического веса могут влиять на рынок как положительно, так и отрицательно. Они могут быть проводниками новых тенденций и способствовать развитию рынка. Хорошим примером является компания Apple, которая тратит финансовые ресурсы на создание новых технологий и направлений. Выпустив IPhone, они изменили целую отрасль и модель поведения человека, переведя все каналы коммуникации в смартфон. Но есть и отрицательные примеры, когда компания за счет своего монопольного положения «душит» маленьких конкурентов и консервирует развитие отрасли. Время покажет, что нас ждет.

 

- Чего сейчас не хватает в сфере логистики?

- В сравнении с западной логистикой, которая весь свой опыт стандартизовала и сделала понятной для ожиданий клиентов, отечественная логистика в большей степени непредсказуема.

 

- Как ГК АРИВИСТ может повлиять на улучшение ситуации в отрасли?

- Первое и базовое – мы оказываем своим клиентам услуги высокого и стабильного качества, тем самым повышая уровень сервиса во всей отрасли.  Здесь важно отметить стабильность качества, а не разовое удачное стечение обстоятельств. Так что просто фактом своей хорошей работы мы уже улучшаем ситуацию.

Второе направление связано с подрядчиками. Если наши партнеры или конкуренты предъявляют какие-то новые стандарты, мы под них подстраиваемся – это пример благотворного влияния конкуренции. Кроме того, мы своей работой вырабатываем стандарты качества и технологии, которых не хватает отрасли в целом, так как в нашей отрасли все тесно связаны между собой. К примеру, логист выстроил цепочку таким образом: заказал перевозку у одного морского перевозчика, в порту – отношения с терминальной службой, дальше перевозка на автотранспорте до железнодорожной станции, а после железной дороги еще одна автомобильная перевозка. То есть нам приходится общаться и договариваться с каждым звеном этой цепочки. Это пример того, как все тесно связаны. Поэтому стандарты нашей работы распространяются и на наших партнеров.

В третьих, свой многолетний опыт мы превращаем в экспертный потенциал, используем его на различных экспертно-консультативных площадках, на которых государство взаимодействует с бизнесом. Руководители подразделений, как основные носители компетенций, являются членами экспертного совета СЗТУ, ФТС, общественного совета ФТС и других общественных объединений. Цель этих площадок – выработка новых нормативных документов, либо изменение существующей правоприменительной практики. В эту работу мы привносим наш опыт и нашу компетенцию в области стандартизации нашей деятельности.

 

- В России рынок транспортных услуг снижается с точки зрения капитализации. Как это отражается на ГК АРИВИСТ?

- К сожалению, рынок сейчас не растет. Капитализация отрасли уменьшается, финансовые средства компаний уходят на покрытие текущих расходов, не оставляя ресурсов на развитие. Поэтому мы явно видим, как развитие отрасли замедляется. Основная проблема в том, что отрасль слабо развивается качественно. Не происходит перехода в работе от ситуативного управления на процессное управление, сложнее вводить стандарты качества, а также внедрять дорогостоящие и эффективные системы автоматизации. 

 

- Какие меры предпринимает компания для компенсации негативной динамики?

- Одно из наших направлений – это снижение внутренних издержек по двум направлениям. Во-первых, это повышение персональной эффективности наших сотрудников за счет обучения, формализации и оптимизации бизнес-процессов. Во-вторых, это цифровизация деятельности: чем больше этапов в работе будет делать компьютер, тем эффективнее мы будем работать.

Кроме снижения издержек, мы работаем в направлении оказания новых сервисов. Если раньше мы были в узком смысле таможенно-логистической компанией, то сейчас мы занимаемся инжинирингом, создаем консалтинговую группу: оказываем юридические, образовательные, экспертные услуги.

Помимо этого, мы выходим на новые рынки в отраслевом и географическом плане. К примеру, ранее военно-промышленный комплекс работал за счет внутренних заказов, а теперь по окончании программы перевооружения вынужден выходить в рыночный сектор экономики, где мы ему можем оказывать логистические услуги. Пример географического расширения связан с одним из четырех наших филиалов. Екатеринбургский филиал сейчас наиболее успешно развивается с точки зрения привлечения региональных клиентов.

 

- Что вы ждете в 2020 году?

- Мы ждем развития новых проектов. В прошлом году мы запустили важный проект по таможенному оформлению экспресс-перевозок. Он прошел разрешительную процедуру в ФТС, сейчас мы дорабатываем программный продукт, тестируем технологию, формируем базу грузоперевозок. В 2020 году будет полноценный запуск этого проекта. 

С точки зрения общего развития, в 2019 году был реализован переход информационной системы на новую цифровую платформу, что также должно благоприятно сказаться на уровне сервиса, добавить прозрачности и информативности в отношениях с клиентами и партнерами. Основная задача, которая стоит перед нами в применении этой технологии — мы будем предоставлять клиенту больший набор услуг за те же деньги, которые он платит сейчас, то есть приносить ему больше фактической пользы.

 

- В чем вы видите развитие логистики в целом?

- Развитие логистики связано в первую очередь с развитием взаимодействий между людьми и компаниями. Это может быть эффективно за счет повышения внутреннего доверия во всей отрасли. К примеру, в Европе вся логистическая деятельность страхуется большим количеством инструментов от любых форс-мажоров, что создает определенную уверенность для клиентов и исполнителей. Потому все понимают, что страховая компания покроет убытки в случае какого-либо инцидента. У нас нет такой доверенной среды, которая бы включала участие страхового бизнеса, что ведет к большему количеству внутренних издержек. Я считаю, основные тренды, в которых должна расти отрасль – это увеличение внутреннего доверия в отрасли и автоматизация бизнес-процессов.

 

 

Кирилл Александров, коммерческий директор ГК АРИВИСТ

 

- Какое событие в 2019 вас больше всего впечатлило?

- За время моей сознательной трудовой деятельности я привык уже ничему не удивляться. Все является следствием определенных предпосылок. Все, что происходит, укладывается в рамки обычной парадигмы – крупные компании становятся еще крупнее, те компании, которые не могут конкурировать с лидерами по издержкам, вынуждены уходить в «серую зону».

 

- Чего не хватает логистике, чтобы она стала процветающей отраслью?

- Можно просто не мешать работать бизнесу. У нас слишком много нормативных документов, усложняющих жизнь компаниям. Надеюсь, что «регуляторная гильотина» сможет немного расчистить путь для участников ВЭД.

Постоянно ужесточаются правила сертификации импортных товаров. Для некоторых категорий товаров это может быть оправдано, но для большинства достаточно просто предъявить сертификат качества на товар от производителей, если их производство сертифицировано согласно международному стандарту

Вероятно, это часть курса на импортозамещение, однако разумнее не усложнять жизнь импортным товарам, а улучшать возможности для отечественных производителей, в том числе поддерживая их экспорт. Несмотря на существование у Российского Экспортного Центра программ с обучением, не хватает материального стимулирования экспорта.

 

- На чем вы были сфокусированы в своей работе в 2019 году?

- В прошлом году я много времени уделял развитию и построению команды, мотивировал на достижения в области коммерческих проектов. В этом направлении есть много успехов. Самое ценное то, что мы сохраняем наши лучшие кадры и прирастаем хорошими специалистами. В компании есть  ротация между отделами, возможен не только вертикальный (управленческий), но и горизонтальный (профессиональны) рост. Я сам продолжаю развиваться как коммерсант, потому что сейчас с каждым годом сложнее бороться за грузы клиентов.

 

- Какие планы на этот год в коммерческом блоке?

- Есть два направления, на которых мы делаем акцент – транзакционные продажи и консультативные. Одно направлено на работу с крупными тендерными клиентами, для которых прежде всего важна цена услуг. Второе, когда клиент постоянно анализирует свои возможности, и ему нужна помощь для оптимизации логистических затрат – это вид консультационных продаж. В связи с цифровизацией и упрощением таможенного оформление, наша задача организовать систему по оптимизации расходов наших клиентов, чтобы они были наиболее конкурентными на своих товарных рынках.

 

- В чем вы видите будущее логистики?

- Будущее связано с дигитализацией. Логистика – это оптимизация товарных потоков, и постепенно она будет все больше осуществляться автоматизированными средствами с учетом анализа данных. Это может быть похоже на уберизацию грузоперевозок, когда ближайший к складу грузовик будет забирать груз. Как и всегда, у любого подобного начинания есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, это сократит издержки, а высвобожденные средства можно будет использовать на другие средства, рекламу например. А с другой стороны, дигитализация ведет к увеличению рисков, связанных с ошибками компьютерных сетей, и усложнению коммуникации при нестандартных случаях.

Быстрая обработка заказов позволит сделать логистику мелких поставок настолько комфортной, что вещи первой необходимости можно будет заказывать через смартфон. То есть это приведет к тому, что люди перестанут многое планировать в своей жизни, а будут ситуативно принимать решения. Доставка грузов мелкими партиями с международных интернет-платформ в 2019 году получила наибольшее развитие, и в будущем этот тренд будет продолжаться. Это приведет к изменению модели поведения, положения ритейла и как следствие поменяет образ жизни людей. Естественно развитие таких технологий позволит потребителям высвободить время для других, надеюсь, благородных целей.

 

 

Денис Негодаев, генеральный директор ООО «Трансфенника Раша»

 

- Какое событие в 2019 году произвело на вас наибольшее впечатление?

- Трудно выделить одно какое-то особенное событие. Ситуация на рынке грузовых паромных перевозок между Санкт-Петербургом и европейскими портами находится в прямой зависимости от внешних политических и экономических факторов и от событий в этих сферах. Отсутствие дальнейших плохих новостей было самой лучшей новостью для нас. Участники ВЭД приспособились к работе в текущей реальности, наступила относительная стабильность, по некоторым направлениям перевозок наблюдается рост, это радует и вселяет осторожный оптимизм. 

 

- Чем вы можете гордиться, как профессионал своего дела, по итогам 2019 года?

- До настоящего момента объемы перевозок не восстановились после падения в 2014-2015 годах, рост в последующие годы хоть и был, но не давал оснований для дальнейшего серьезного развития сервиса. В этих условиях за последний год нашей компании удалось не только сохранить, но и укрепить свои рыночные позиции, увеличить долю рынка на фоне снижения объемов сервиса другими участниками. Надеемся, что 2020 год будет по крайне мере не хуже прошедшего года. Ждем восстановления и роста покупательской способности, и надеемся на увеличение экономической активности, развитие новых инфраструктурных проектов.

 

- Чего сейчас не хватает в сфере логистики, на ваш взгляд?

- Вопрос большой и комплексный, морская логистика, железнодорожная, автомобильная, авиа, внутренняя, международная, в каждой сфере есть свои дорожные карты по улучшению ситуации на рынке. В международной морской логистике не хватает импортных грузов. Мы можем возить больше, но грузовая база находится под слишком большим давлением и влиянием внешних факторов. В начале 2019 года наш прогноз был умеренно негативный для импортных грузопотоков, которые составляют основную часть лучше, спрос был устойчивый, и такой же прогноз на устойчивый спрос в импорте мы можем сделать и на 2020 год. В экспорте ожидаем устойчиво высокий спрос в 2020 году.

 

- В чем будущее логистики, на ваш взгляд? 

- Будущее логистики в общем и грузовых паромных перевозок в частности в применении новых IT-решений для повышения уровня сервиса и в сокращении эксплуатационных расходов морских судов для повышения конкурентоспособности сервиса. Сейчас современного клиента сложно чем-то удивить, особенно в такой консервативной сфере как морские перевозки. Компания, которая сможет предложить дополнительный уровень сервиса, основанный на современных IT-технологиях, и при этом использует собственный экономичный флот, окажется в итоге в выигрышном положении.

 

 

Станислав Тобин, руководитель службы логистики ГК АРИВИСТ

 

- Какое событие в 2019 году стало для вас наиболее значительным?

- Много всего происходит в отрасли, но, наверное, я могу выделить введение в июле обязательного предварительного информирования на водном транспорте. Это неоднозначное событие, которое вызвало множество обсуждений. Мы работаем с морскими линиями, и, разумеется, это коснулось нас. Инструмент, который разработан, конечно, это перспективный шаг в сторону будущего, однако разработан он на данный момент не совершенно, что вызывает много дополнительных сложностей и излишнюю нагрузку на сотрудников.

 

- Каким достижением вы гордитесь?

- В прошлом году мы серьезно занялись проектной логистикой, перевозкой больших грузов, выполнили несколько крупных проектов по доставке оборудования на месторождения ископаемого топлива. Для нас это новое направление, которое активно развивается. В 2020 году ждем увеличение грузопотока в целом.

 

- Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладали в отрасли?

- Пока что основная тенденция связана со снижением цен – это то, что диктует рынок. Это заставляет концентрироваться, искать новые пути, опять же автоматизировать процессы. Чтобы соответствовать рынку, приходится применять новые технологии, оптимизировать издержки, сокращая их за счет внедрения программных продуктов. Сейчас, чтобы сохранить тот же уровень дохода в компании приходится работать больше. Сложно сказать, что это хорошо, но это стимулирует к росту на высоко конкурентом рынке. 

 

- Чего, на ваш взгляд, не хватает отрасли?

- Наше законодательство создает достаточно много серьезных проблем, потому что в нем есть много нормативных актов и законов, которые дублируются или даже противоречат друг другу. Здесь вся надежда на «регуляторную гильотину», которая должна почистить все лишнее. Это упростит деятельность транспортных компаний, а значит и логистики в целом тоже, так как мы все в одной лодке. Конечно, также есть вопросы по некоторым монополиям, диктующим определенный уровень цен, при не высоком качестве сервиса. К примеру, стоимость терминальной обработки в России стоит практически в три раза больше, чем в Европе, при этом разница в скорости не на нашей стороне.

 

- В чем будущее логистики?

- Весь мир сейчас двигается в сторону автоматизации и цифровизации. Участие в выставках и форумах нам говорит о том, что все идет к смарт-контрактам, к цифровой логистике и внедрению искусственного интеллекта, где человеческое участие сведено к минимуму. Но это перспектива не самого ближнего будущего. Кроме того, совершенно не ясно, как Россия будет включаться в общемировые процессы, так как эти тенденции подразумевает объединение баз данных.

К списку статей