Колонка эксперта

24.04.2019

Юрий Баранов
Юрий Баранов | Руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ

CИСТЕМА «ОДНОГО ОКНА» В МОРСКИХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА — МИФ ИЛИ БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ?

18 апреля 2019г. состоялось заседание  экспертной группы ЕЭК (Евразийской Экономической Комиссии) ЕврАзЭС, в работе которой на правах экспертов участвуют представители ГК Аривист.

Работа экспертной группы направлена на выработку концепции по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государст-членов ЕврАзЭС. Суть концепции сводится к формированию основных задач и принципов развития электронного документооборота взамен существующему бумажному, а также к переходу документооборота в систему «одного окна» в части документального сопровождения и контроля перемещения товаров и грузов через морскую границу государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

В настоящее время ведётся активная работа экспертной группы по доработке концепции. Ожидаем, что экспертная группа ЕЭК примет доработанную концепцию и отправит её на дальнейшее утверждение в Евразийский межправительственный совет в текущем году. По планам, концепция включит в себя план развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска до 2025 – 2030 годов.

Развитие электронного документооборота подразумевает максимально возможный уход от бумажных носителей информации и перевод их в «цифру». Это должно происходить при одновременном развитии системы «одного окна». Национальная и межнациональная системы «одного окна» в морских пунктах пропуска должны развиваться по двум направлениям. Первая – это система «единого морского окна», которое будет регулировать комплекс мероприятий по прибытию/убытию грузов морем, что включает, в первую очередь, взаимодействие ГКО (государственных контролирующих организаций) между собой и с морсикми перевозчиками, а также по ряду вопросов – с прочими участниками процесса (терминалами порта и участниками ВЭД). Такая система в частности должна обеспечивать электронное направление товаров и грузов на различные меры контроля (санитарные, ветеринарные, таможенные и прочие). Вполне вероятно, что эта система будет реализовываться на базе уже существующего КПС «Портал Морской Порт» с присоединением к нему всё больших функций, с использованием данного сервиса как единой площадки для информационного взаимодействия и документооборота между участниками процесса.

Вторая система – это «единое транспортное окно», которое в большей степени будет обеспечивать взаимодействие участников ВЭД с морскими терминалами и перевозчиками, и должно включать получение информации от ГКО через взаимодействие «единого транспортного окна» и «единого морского окна». Часть взаимодействия участников ВЭД с ГКО также планируется к реализации именно через «единое транспортное окно». Значительной частью этой системы можно считать активно развивающиеся информационные системы порта (такие как РОЛИС и SOLVO), а также систему взаимодействия брокеров и ФТС через систему «Аист». Если речь идёт о «едином транспортном окне», то это, в первую очередь, касается необходимости большей коммуникации и электронного обмена данными между существующими информационными системами.

Работа экспертной группы ЕЭК направлена, в основном, на задачи создания «единого морского окна» и принципов его работы, в то время как «единое транспортное окно» развивается пока в виде отдельных информационных систем и ресурсов, которые с течением времени будут обеспечивать всё больший обмен данными между собой с перспективой возможной дальнейшей интеграции таких систем на единой площадке. Разрабатываемая концепция будет учитывать и это направление в виде создания принципов перевода значительной части документооборота в «цифру».

На заседании экспертной группы ЕЭК от ГК Аривист были внесены правки в части конкретизации в разрабатываемом документе роли бизнеса и необходимости учитывать интересы и роль участников ВЭД в системе «единого окна» при её разработке.

К списку статей