Колонка эксперта

07.06.2018

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев | Руководитель Информационного делового центра Санкт-Петербурга в Гамбурге

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОРТЫ НЕ ХОТЯТ СНИЖЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ ЕВРОКОМИССИИ. ПОРТОВОЕ ЛОББИ ЕВРОПЫ НАЧИНАЕТ БОРЬБУ ЗА ДЕНЬГИ.

Организация Европейских Портов ESPO (The European Sea Ports Organisation) опасается и высказывает глубокую озабоченность планами ограничить в будущем финансирование из фонда Connecting Europe Facility (CEF2), объединяющего транспортные, телекоммуникационные и другие европейские сети. Первоначальная радость от того, что транспортный сектор считается перспективным и может получить хорошее финансирование со стороны этого проекта Еврокомиссии в среднесрочной финансовой перспективе до 2027 года, для портовой отрасли омрачена.
Администрации портов называют себя «забытыми сиротами». В нынешней редакции финансирования CEF на их долю предусмотрено только 4 процента от выделенного объема финансирования в 23 миллиарда евро. Порты представили проектные предложения на сумму 2,5 млрд Евро, но в итоге получили только треть - 860 млн Евро. Слишком мало, решили в портах Европы и выразили свое возмущение на Конгрессе ESPO в Роттердаме, который состоялся в конце прошлой недели. Это было сделано после решения Комиссии ЕС, которая объявила, как планирует разделить 30,6 млрд евро, выделенных транспортному сектору. Эти деньги могут быть доступны уже в следующем году.

Существует четыре основных аргумента, на которых основано беспокойство представителей портового бизнеса, недостаточным вниманием со стороны CEF 2:

Во-первых, портовые власти видят, что Европейская комиссия уже некоторое время избыточное внимание уделяет вопросам дорожного движения и дорожной инфраструктуры в дополнение к и без того приоритетным режимам, установленным в отношении железнодорожных и внутренних водных путей. Активно финансируются технологическое развитие (например, автономное вождение) и все больший акцент делается на продвижении этого сегмента транспортной отрасли. Это отчетливо наблюдалось на съезде по цифровизации траспорта в Вене: проекты, показанные в рамках съезда, в основном касались дорожного движения. Даже в последнем заявлении CEF для тендеров на текущий финансовый период (примерно 450 миллионов евро) посыл таков, что дорога имеет больший приоритет.

Во-вторых, порты опасаются, что европейские нормы в отношении формирования добавленной стоимости, играющие ключевую роль в качестве критерия CEF, могут быть хуже применены в портах, по сравнению с другими инфраструктурными объектами. При этом, морские порты обрабатывают три четверти объема всей европейской торговли, и все коридоры европейской дорожной и железнодорожной сети начинаются и заканчиваются в морских портах.

В-третьих, порты не могут приравниваться к трансграничным переходам, так как имеют совершенно другие критерии пересечения границы, а это один ключевых критериев оценки CEF.

В-четвертых, наконец, ESPO не доверяет военной составляющей в отношении портов, которая, как ожидается, будет увеличиваться примерно на 1 млрд Евро в год. «Слишком много неясно в этой области», - говорится в заявлении представителей портов.

Поэтому портовое лобби провело свое исследование «Инвестиционные потребности в инфраструктуре портах и ее финансирование». В исследовании оценивается потребность в финансировании в размере около 5 млрд. Евро в год для всех морских портов в ЕС, исключая Великобританию. И примерно 48 млрд Евро в период между 2018 и 2027 годами.

Как правило, потребность в инвестициях такого уровня диктуется портам извне: морские суда становятся все крупнее, рыночное влияние судовладельцев через альянсы и законы об охране окружающей среды вступают в действие, а обеспечение и подготовка причалов к уже известным последствиям изменения климата автоматически приводит к росту затрат.
Таким образом, инвестиции, которые вынуждены делать портовые власти, имеют большое значение и за пределами портов, говорится в исследовании ESPO. Однако объем возврата этих инвестиций недостаточен для того, чтобы инвестиционные инициативы портов заинтересовали частных инвесторов. Исходя из того факта, что выгоды от инвестиций не ограничиваются территорией порта, экспертиза ESPO обосновывает необходимость финансовой поддержки со стороны ЕС.
В исследовании ESPO признается, что объем финансовых вложений в порты предусмотренные CEF2, не то, что не должен быть сокращен, объем просто недостаточен для финансирования со стороны Европейских Транспортных Сетей, планируемых до 2030 года. В исследовании также подчеркивается, что способы увеличения суммы финансирования за счет привлечения частного капитала, на что постоянно ссылается Комиссия ЕС, не имеют высокую ценность для портовой отрасли. Низкая рентабельность инвестиций в порты делает их непривлекательными для частных инвесторов - несмотря на их высокую социальную значимость. Поэтому сохранение высоких субсидий от CEF 2 имеет для портов очень высокое значение.

К списку статей