Основные понятия

Какие формы государственного регулирования ВЭД применяются в РФ?

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить следующие формы регулирования:

  • Административные - методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
  • Экономические – связанные с воздействием на экономические интересы участников ВЭД посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставок банковского процента, валютного курса и т.д.

 

Методы регулирования ВЭД делятся на:

  1. Тарифные, направленные на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Таможенная пошлина выполняет три основные функции:
  • фискальную - пополнение госбюджета;
  • протекционистскую - защита отечественных производителей;
  • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

 

Частью тарифного регулирования является система тарифных преференций:

  • Странам, с которыми РФ заключило договор о режиме наибольшего благоприятствования (100% от базового импортного тарифа);
  • Странам, входящим в список развивающихся стран (75% от базового импортного тарифа);
  • Странам, входящим в список наименее развитых стран (0% от базового тарифа).

Товары из прочих стран, не имеющие торгового договора облагаются 200% пошлиной.

  1. Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Среди таких барьеров можно выделить:
  • меры прямого (количественного) ограничения: квотирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
  • меры косвенного (неколичественного) ограничения (стандарты качества, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, ограничения на накопление иностранной валюты и т.д.).

 

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры.

Паратарифные барьеры - барьеры, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара). К ним относятся:

  • внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость);
  • различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства;
  • декретированная таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле.

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифный эквивалент.

В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции, ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства

К списку