Основные понятия

Карантинный фитосанитарный контроль. Административное регулирование

Головной международной организацией, занимающейся вопросами карантина и защиты растений является Организация по продовольствию и сельскому хозяйству объединенных наций (ФАО). В рамках ФАО создана Комиссия по Фитосанитарным мерам.

Основным органом, регулирующим карантинный контроль в рамках ВТО, является Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам.

 

Основные международные законодательные акты в области карантинного фитосанитарного контроля, используемые при оформлении подкарантинных грузов:

  • Международная конвенция по карантину и защите растений;
  • Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер;
  • Международные стандарты по фитосанитарным мерам:
  • МСФМ № 1 «Фитосанитарные принципы карантина и защиты растений и применение фитосанитарных мер в международной торговле»
  • МСФМ № 5 «Глоссарий фитосанитарных терминов»
  • МСФМ № 20 «Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта»
  • МСФМ № 13 «Руководство по нотификации о несоответствии и экстренном действии»
  • МСФМ № 13 «Руководство по нотификации о несоответствии и экстренном действии»
  • МСФМ № 12 «Руководство по фитосанитарным сертификатам»
  • МСФМ № 23 «Руководство по досмотру»

 

Согласно «Международной конвенции по карантину и защите растений» каждая договаривающаяся сторона, в силу своих возможностей, должна обеспечить создание официальной национальной организации по карантину и защите растений (НОКЗР).

 

В обязанности НОКЗР по работе с грузами растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов входит:

  • выдача сертификатов в соответствии с фитосанитарными регламентациями импортирующей договаривающейся стороны;
  • досмотр, и в случаях, когда это целесообразно, досмотр других подкарантинных материалов, с целью предотвращения интродукции и/или распространения вредных организмов;
  • обеззараживание или дезинфекция.

 

Меры, которые могут применяться в отношении импортируемых грузов в пункте ввоза:

  • проверка документации;
  • проверка целостности груза;
  • проверка обработки, проведенной во время перевозки;
  • фитосанитарный досмотр;
  • анализ;
  • обработка;
  • задержка грузов в ожидании результатов анализов или проверки эффективности обработки.

 

Запрет на импорт должен быть использован только в том случае, когда нет других альтернатив для управления фитосанитарным риском. Запреты должны быть технически обоснованы. НОКЗР должны сделать всё возможное, чтобы оценить эквивалентные, но менее ограничивающие торговлю, меры.

 

Действия, которые могут быть предприняты в случае, если импортируемый груз или другие подкарантинные материалы не соответствуют регламентам и ими был получен первичный отказ на ввоз, включают:

 

  • обработку;
  • сортировку или переупаковку;
  • обеззараживание (включая оборудование, помещения, места складирования, средства транспортировки);
  • направление на особый тип использования, такой как переработка;
  • отправка назад;
  • уничтожение (например, путем сжигания).

 

Проверка на соответствие включает три основных элемента:

  • контроль документации;
  • проверку целостности груза;
  • фитосанитарный досмотр, анализы и т.д.

 

Вопросы карантина и защиты растений в РФ курирует «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации» (Минсельхоз России). Среди основных функций Минсельхоза выработка политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, растениеводства, карантина растений.

В ведении Минсельхоза также находится «Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (Россельхознадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и пр.

 

Основные национальные законодательные акты в области карантинного фитосанитарного контроля, используемые при оформлении подкарантинных грузов:

  • Федеральный закон РФ от 15.07.2000 г. № 99 «О карантине растений»;
  • Приказ Минсельхоза РФ от 29.12.2010 г. № 456 «Об утверждении правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию РФ, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании»;
  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе»;
  • Соглашение Таможенного союза о карантине растений (в редакции «Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11.12.2009 г., принятого Решением № 39 Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 21.05.2010 г.);
<>·Приказ ФТС от 30.09.2011 г. № 1996 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу российской федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора».

 

Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза указан в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010№ 318 (Приложение №1).

 

В данном Перечне есть 2 списка:

  1. Продукция с высоким фитосанитарным риском
  2. Продукция с низким фитосанитарным риском

Основные отличия: на продукцию с высоким фитосанитарным риском нужен фитосанитарный сертификат, а на продукцию с низким фитосанитарным риском не нужен.

К списку