Основные понятия

Какие грузы называются «генеральными»?

Морской транспорт остается главной опорой международной торговли и процесса глобализации, перевозя более 80% физического объема мировой товарной торговли.

Генеральный груз - (general cargo) - это  штучный груз, товар (продукция), которая перевозится в упаковке. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды упаковки груза. Перевозка генеральных грузов в отличие от груза, перевозимого «без упаковки»: наливом (нефть и другие жидкости), навалом или насыпью (зерно, руда, уголь, удобрения) - требует подготовки к предстоящей перевозке в прямом или смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом и особого отношения со стороны перевозчика. Зачастую генеральный груз перевозится сборными партиями.

 

К генеральным грузам могут относиться следующие виды товаров (продукции):

  • Различная металлопродукция (арматура, металлические чушки, слитки, прокат, лента, металлолом, проволока и другая);
  • Подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном ходу);
  • Железобетонные изделия (например рельсы) и конструкции;
  • Контейнеры;
  • Груз в транспортных пакетах;
  • Штучный груз в упаковке (например, в ящиках разных размеров и изготовленных из различных материалов);
  • Крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • Различные виды лесоматериалов (доски, пиломатериалы, фанера и т.д)
  • Цемент, руды цветных металлов и концентраты в биг-бегах
  • Различные грузы в бочках, барабанах, корзинах, так называемые катно-бочковые грузы

Для перевозки генеральных грузов были разработаны так называемые multipurpose vessels, т.е суда многоцелевого назначения.

Суда для перевозки генеральных грузов зачастую имеют прямоугольные трюма (с минимальным сужением в носовой части), некоторые типы судов имеют tween deck (2ую палубу, на которую можно грузить лёгкие грузы). Также для перевозки генеральных грузов используют weather deck (т.е крышки трюмов), таким образом возят, например, пивные танки, комбайны, прицепы и пр. У ГК АРИВИСТ даже был опыт перевозки карусели для «Диво Остров» на палубе.

По признакам совместимости генеральные грузы можно разделить на:

  • нейтральные;
  • агрессивные;
  • поддающиеся влиянию агрессивных факторов.

 

Маркировка грузов по признакам опасности и совместимости:

  •  О – согласно правил МОПОГ опасный груз;
  •  Р - режимный груз, для перевозки которого требуются определенная температура, влажность, вентиляция;
  •  В- влажный груз, выделяет влагу или изменяется под воздействием влаги;
  •  Г- грязный груз, способный к запылению или загрязнению или теряющий свои качества под воздействием загрязнения;
  •  К – коррозийный груз, может способствовать коррозии или сам подвергается коррозии;
  •  Т- груз, выделяющий тепло, сам выделяет тепло или приходит в негодность под воздействием тепла;
  •  С – санитарно-карантинный груз, может быть санитарно опасен или подвержен воздействию карантинных объектов;
  •  З – груз, выделяющий или воспринимающий запахи.

Технология морских перевозок грузов представляет собой целую отрасль науки эксплуатации морского транспорта.

Глубокое знание свойств и особенностей грузов, которые проявляются в процессе морской перевозки, причем проявляются по-разному, в зависимости от условий внешней среды, а также ряда других факторов, является основой технологии перевозок. Поэтому точное знание этих свойств и особенностей позволит правильно решить вопросы приемки и композиции грузов для каждого конкретного рейса, их размещения в грузовых помещениях судна, установления тепловлажностного и воздухообменного режимов, укладки, организации грузовых работ.
С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он переходит в новое состояние — становится грузом. С этого момента для транспорта теряет значение ряд его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза - это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения.

Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. В последние десятилетия форма предъявления грузов к перевозке в значительной степени повлияла на специализацию флота. В настоящее время строят не только танкеры, лесовозы, хлопковозы, рефрижераторные суда и суда для перевозки генеральных грузов, но создана целая серия принципиально новых специализированных судов — автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, судов для перевозки древесной щепы, пульпы рудных концентратов, газо и химовозы.

Не зная свойств груза, нельзя решить вопрос о пригодности данного судна для определенного рейса, о том, как правильно использовать технические средства судна, предназначенные для обеспечения сохранности груза

К списку