Колонка эксперта

29.07.2019

Юрий Баранов
Юрий Баранов | Руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ У «СТАРОГО ДОБРОГО ЭКСПЕДИТОРА»

Юрий Баранов, руководитель транспортной службы ГК АРИВИСТ, о том, как изменилась работа  экспедитора за последние годы и какие инструменты уже сегодня позволяют сократить сроки, уменьшить объем совершаемых операций и повысить качество оказываемых услуг. 

 

Еще не так давно, лет 10–15 назад, обычный образ экспедитора был такой: молодой человек, с постоянно обветренным лицом, вечно небритый, который большую часть своего рабочего времени в прямом смысле слова бегал по терминалам и инстанциям. Потому что его основная задача — организация перевозки и перевалки груза — решалась только личным взаимодействием с представителями складов, перевозчиков, таможни и других контролирующих органов. Практически весь документооборот на всех этапах осуществлялся в бумажном виде. Правила взаимодействия с «внешним миром» были забюрократизированы и требовали постоянного «ручного» управления, а системный подход во многом еще не был создан. Этот старый добрый экспедитор — как мы его сейчас называем — должен был знать лично всех ответственных сотрудников терминалов и госорганов, с которыми ему приходилось взаимодействовать. Он должен был знать все входы-выходы в любые двери и уметь наладить личный контакт с каждым из тех, с кем нужно было ежедневно «решать вопросы». Основными инструментами экспедитора были бумажка, ручка, самокопирующиеся бланки документов, личное обаяние с усталой улыбкой на небритом лице и умением договариваться с совершенно разными людьми. С тех пор многое изменилось.

В жизнь активно вошли современные технологии. Они коснулись многих сфер бизнеса в целом и экспедирования в частности. Развились компьютерные сервисы. Большинство крупных терминалов внедрили в свою работу различные web-интерфейсы. Значительная часть документооборота с подрядчиками, контрагентами, поставщиками услуг стала происходить в электронном виде.

Эти технологии позволили, помимо прочего, решить две важнейшие задачи: во-первых, упростить и упорядочить само взаимодействие с различными структурами и организациями, сделать такое взаимодействие понятней и «прозрачней», а во-вторых, увеличить скорость обработки грузов.

Старый добрый экспедитор с тех пор тоже изменился. Он побрился, переоделся из ватных штанов и телогрейки в более комфортную одежду, изучил новые технологии и стал часто появляться в офисе. Теперь его основными рабочими инструментами стали компьютер, принтер и Интернет с многочисленными web-сервисами. Вначале он настороженно воспринял новые веяния, боясь, что те отнимут у него привычную работу. Но опасения оказались напрасными. Работа никуда не делась. Ее по-прежнему приходится выполнять. Другое дело, что теперь эту работу оказалось возможно выполнять быстрее и удобней: то, на что раньше уходило много времени и было сложно прогнозируемым, вдруг оказалось понятным и четким в реализации.

Экспедитор по-прежнему часто бывает на грузовых терминалах. Однако теперь он это делает для фактического контроля тех этапов экспедирования, которые подобного контроля требуют. А работа по организации этого процесса уже ведется из офиса.

Любые компьютерные технологии тоже не всегда работают как швейцарские часы — периодически они дают сбои. Либо возникают ситуации, не учтенные цифровыми алгоритмами. И тогда наш старый добрый экспедитор едет на терминал, идет в таможню, на склад, к стивидорам — туда, где нужно решить возникшую проблему в «ручном» режиме. Опыт, наработанный в «докомпьютерные» времена, никуда не делся, этот опыт по-прежнему востребован и помогает экспедитору в его повседневных задачах.

За более чем 26 лет своего существования мы наработали огромный опыт как «ручного» решения вопросов, так и в полной мере освоили новые электронные возможности организации и ведения логистических процессов, продолжая осваивать их по мере появления и развития.

 

Инструменты, которые помогают экспедитору работать быстрее и эффективнее

В качестве иллюстрации приведу несколько примеров инструментов, которые позволили значительно улучшить и ускорить процесс оказания услуг по экспедированию в порту Санкт-Петербург.

Самой первой цифровой «ласточкой» на пути к упорядочиванию процесса грузооборота стало введение основными терминалами порта Санкт-Петербург в районе 10 лет назад электронных web-сервисов по взаимодействию с экспедирующими компаниями. Сейчас многие уже не помнят километровые пробки из грузовиков-контейнеровозов, которые до того момента стояли в «живых» очередях на въезд в порт — сперва чтобы забрать груз, а потом чтобы сдать порожний контейнер. Стояние в очереди на въезд могло временами занимать до трех суток. А один рейс на Москву и обратно мог занимать неделю и даже больше. Сейчас это уже кажется дикостью, а совсем недавно было обыденной реальностью. Введение в жизнь таких сервисов, как РОЛИС и SOLVO, позволило не только избавиться от очередей на въезд в порт, но и удаленно управлять вывозом грузов со стороны компаний-экспедиторов. С тех пор указанные и аналогичные сервисы значительно развились и продолжают развиваться, предоставляя все больше возможностей для контроля над грузопотоком и управления им со стороны экспедиторов.

Примерно в то же время не менее важным этапом во внедрении компьютерного обмена данными стал переход релизов (разрешений морских линий на вывоз груза с терминала) от бумажных к электронным. До этого момента старый добрый экспедитор должен был за каждым таким релизом ехать в морскую линию, после получения везти и сдавать его в порт — это требовало немалых трудозатрат и, как правило, было сопряжено с потерей значительного количества времени на физические перемещения и стояние в очередях.

Из более «свежих» примеров в первую очередь хочется коснуться появления электронного документооборота экспедиторов с агентами морских линий по получению товаросопроводительных документов на импортные грузы, приходящие морским транспортом. Еще недавно экспедитор был вынужден ехать за каждой копией коносамента к агенту линии лично, стоять в очередях на получение документов, потом везти документы брокеру. Далее уже брокер использовал полученные документы в процессе таможенного оформления. После того, как таможня полноценно перешла на электронное оформление деклараций и стала готова принимать копии документов при таможенной проверке грузов, стало возможным избежать таких поездок при условии получения документов в электронном виде, и в том же виде передачи их брокеру. Этому способствовало развитие электронных систем как у агентов морских линий, так и у таможни. Со стороны агентов линий самой передовой в данном плане (на наш субъективный взгляд) является компания Maersk. Она была одной из первых, кто ввел полноценную систему электронного взаимодействия с экспедиторами, и не только в отношении коносаментов. К концу 2018 года развитие электронных систем как Maersk, так и ГК АРИВИСТ позволило подойти к этапу интеграции наших электронных систем в части необходимого двустороннего взаимодействия — для еще большего ускорения и автоматизации процесса обмена документами. Помимо коносаментов и целого ряда смежного документооборота, в настоящее время осуществляется переход на ЭДО (электронный документооборот) в части бухгалтерской документации. Другие агенты морских линий за последние пару лет также частично перешли или переходят на подобный сервис. К ним можно отнести OOCL Russia, OSC (Ocean Container Services LTD), SCS-Russia. Подобная «мелочь» в реалиях позволяет экономить значительное время на документообороте, сокращать производственные и трудовые затраты, минимизировать человеческий фактор, раньше подавать декларации в оформление — то есть сокращать сроки хранения грузов в порту, что уже имеет прямые выгоды для наших клиентов-грузовладельцев. К сожалению, далеко не все морские линии на текущий момент перешли на подобный сервис (в Санкт-Петербурге представлено более 60 агентов различных морских линий, из них подобным полноценным сервисом могут похвастаться не более 15). И с такими линиями мы ведем активную работу по внедрению подобных технологий; с некоторыми уже удалось договориться о подобном сервисе при «ручном» управлении, что, однако, тоже позволяет нам быстрее оказывать нашим клиентам весь комплекс логистических и таможенных услуг.

Системы тайм-слотирования и электронных очередей, которые успешно работают при взаимодействии экспедиторов с терминалами порта и агентами морских линий, позволяют ощутимо минимизировать время на обработку грузов и документооборот. Число участников рынка, которые переходят к таким системам, с каждым годом растет, а доступный функционал подобных систем расширяется.

Еще одним примером может стать произведенная в 2018 году частичная интеграция корпоративной информационной системы АРИВИСТ и РОЛИС (обслуживает большинство терминалов порта, входящих в Global Ports), что позволило нам автоматизировать процесс получения и выгрузки в систему ряда отчетных документов на грузы в онлайн-режиме без участия сотрудников.

Активное развитие и внедрение в жизнь различных электронных сервисов можно разделить на два основных этапа. Первый: 2006–2008 годы, на которые пришелся ввод в эксплуатацию web-сервисов многих терминалов морских портов, что позволило серьезно упорядочить и заметно увеличить скорость обработки грузов. Второй этап (с 2016 года по настоящее время) — период, когда началось активное внедрение в жизнь различных электронных систем остальных участников рынка (в частности, морских линий, логистических компаний, государственных служб), что позволило выйти на новый уровень взаимодействия, еще больше увеличить скорость выполнения работ на различных этапах и минимизировать человеческий фактор в тех областях, где такие системы работают.

Сказанное касается не только коммерческих структур, аналогичная работа проводится и на государственном уровне. За последние годы большую работу по переходу на электронное декларирование осуществила Федеральная таможенная служба. Также многим участникам логистического процесса уже знаком КПС «Портал Морской порт» — система, которая должна обеспечить электронное взаимодействие всех участников процесса в морских пунктах пропуска и ускорить товарооборот через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Не всегда такие системы развиваются и входят в нашу повседневную рабочую жизнь так быстро, как хотелось бы, но мы видим, что работа в этом направлении ведется, и уверены, что за этим будущее.

Весь наш опыт показывает крайнюю важность развития современных технологий в логистике. Такие технологии способствуют ускорению товарооборота, увеличению пропускной способности терминалов, увеличению оборачиваемости грузового транспорта, сокращению трудовых и производственных затрат, большему структурированию и прогнозированию логистических процессов на различных этапах, лучшему контролю.

Электронные системы при их внедрении выгодны и интересны не только экспедиторам, но и всем остальным участникам процесса: морским линиям, терминалам, контролирующим органам, грузовладельцам, потому что их применение ведет как к снижению издержек, так и к большей «прозрачности» самих процессов, а также к сокращению сроков обработки грузов — значит, в целом к большей привлекательности как отдельных субъектов логистического рынка, так и государства в целом. Снижение издержек, трудозатрат и сроков обработки грузов — это прямая материальная выгода всех участников рынка.

В ГК АРИВИСТ  трудится целая «армия» специалистов по компьютерным технологиям, что позволяет как применять в нашей работе современные внутрикорпоративные программные инструменты, так и участвовать в эффективной эксплуатации существующих «внешних» электронных продуктов, затрагивающих сферу логистических и смежных услуг. Понимая всю важность таких инструментов, ГК «Аривист» уделяет особое внимание этому направлению развития и старается участвовать во внедрении передовых современных технологий, начиная с этапа их разработки и отладки (включая участие в законотворческой деятельности и разработке механизмов регулирования), заканчивая их использованием в повседневной работе. Имеющийся логистический и технологический уровень подготовки наших сотрудников позволяет делать это с высокой степенью профессионализма и во многом быть среди первых в области применения новых инструментов. А это помогает чувствовать себя уверенно и «на высоте» на существующем рынке логистических услуг.

Современные технологии не только позволяют нам быстрее и четче выполнять все многообразие поставленных задач, но и эффективнее использовать трудовые и корпоративные ресурсы, а также чувствовать себя стабильно в здоровой конкурентной среде.

Ну а если вдруг какая-то современная технология даст сбой либо появится новая задача, для которой еще не создан компьютерный продукт управления, — наш старый добрый экспедитор достанет из шкафа свою любимую телогрейку и задорно отправится туда, где нужно будет решить любую из поставленных задач. И в чем мы всегда уверены — он это сделает. И сделает хорошо.

К списку статей